Менеджмент — что это: функции, виды, примеры из жизни

Содержание
  1. Менеджмент: что это за профессия и кем работать
  2. Мировая история развития менеджмента
  3. Определение менеджмента
  4. Основы менеджмента
  5. Составляющие менеджмента
  6. Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента
  7. Плюсы направления
  8. Минусы профессиональной сферы
  9. Задачи и цели менеджмента как процесса
  10. Менеджмент в малом бизнесе
  11. Менеджмент на предприятии
  12. Главные принципы
  13. Функции менеджмента
  14. Постановка целей
  15. Планирование
  16. Организация деятельности
  17. Контроль
  18. Координация
  19. Мотивация
  20. Уровни менеджмента
  21. Уровень 1. Линейный менеджмент
  22. Уровень 2. Менеджмент среднего звена.
  23. Уровень 3. Функциональный менеджмент.
  24. Уровень 4. Генеральный менеджмент.
  25. Функции высшего менеджмента
  26. Особенности общего менеджмента
  27. Инновационный менеджмент
  28. Производственный менеджмент как вид менеджмента
  29. Интернет-менеджмент.
  30. Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента
  31. Как стать менеджером?
  32. Необходимые навыки и знания
  33. Условия обучения
  34. Профессии, связанные с менеджментом
  35. Виды специальностей. Какому менеджменту учат?
  36. Кто такие менеджеры нового поколения?
  37. Зарплата менеджера
  38. Кому подходит должность менеджера
  39. Базовые навыки управления, необходимые для работы:
  40. Советы для персонального менеджмента

Менеджмент: что это за профессия и кем работать

Менеджмент входит в группу наиболее востребованных специальностей. Объясняется это просто. Его целевая направленность на управление процессами организации работы повсеместно приводит к стабильному росту результатов (англ. management – ‘управление’, ‘руководство’, ‘администрирование’).

Система менеджмента уже давно применяется не только в бизнесе, экономике, торгово-финансовых компаниях или на крупных промышленных производствах. Она актуальна для многочисленных фирм сервисных услуг, образовательных и медицинских учреждений, потому что её конечные цели – обеспечение конкурентоспособности, повышение эффективности и расширение производства, рост прибыли.

Достигается это комплексной системной реализацией основных функций менеджмента – прогнозирования, планирования, организации, контроля. И всему этому можно научиться.

Требуется высшее образование, чтобы глубоко освоить тонкости профессии и стать грамотным менеджером, способным достичь высокого карьерного роста.

Мировая история развития менеджмента

Точной (и даже примерной) даты зарождения науки управления не назовёт ни один историк.

Логично предположить, что менеджмент существует в обществе с момента возникновения социальных отношений. Даже в самых древних сообществах были нужны люди, которые брали на себя функции управления и координирования деятельности групп.

Древние менеджеры управляли людьми при строительстве жилищ, добыче пищи, защите от диких зверей и врагов.

Выделяют 4 исторических периода развития менеджмента как науки управления людьми:

  1. Древний период (10 000 лет до н.э. – 18 век н.э.). Прежде чем менеджмент выделился в самостоятельную сферу знаний, общество столетиями накапливало по крупицам опыт управления. Зачаточные формы существовали уже на стадии первобытнообщинного строя. Старейшины и вожди представляли собой руководящее начало всех разновидностей деятельности. Примерно в 9-10 тысячелетиях до нашей эры присваивающее хозяйство (собирательство и охота) постепенно уступило место производящему: этот переход можно условно считать периодом зарождения менеджмента. Уже в Древнем Египте (3 тыс. лет до н.э.) был сформирован полноценный государственный аппарат с обслуживающей прослойкой. Позже принципы управления сформулировали в своих работах философы Сократ и Платон.
  2. Индустриальный период (1776—1890). Максимально точно принципы государственного управления раскрыл в своих работах А. Смит. Он сформулировал законы классической политэкономии и управления, писал об обязанностях руководителя государства. В 1833 г. британский математик Чарльз Бэббидж предложил свой проект «аналитической машины», которая помогла принимать управленческие решения более оперативно.
  3. Период систематизации (1860—1960). Время интенсивного развития теории управления, появления новых направлений, течений и школ. Можно сказать, что современный менеджмент зародился именно во времена промышленной революции. Возникновение фабрик привело к необходимости создания единой теории управления большими группами людей. Для этих целей лучших работников обучали представлять интересы руководства на местах — они и были первыми менеджерами.
  4. Информационный период (1960 г. — наше время). Сегодня для принятия управленческих решений требуется обработка огромного количества информации. Управление представляет собой логический процесс, который можно выразить математически. Практикуются различные подходы к управлению, основанные на принципах лояльности к работающим людям и этике бизнеса.

Менеджмент как наука и прикладная деятельность продолжает развиваться и совершенствоваться. Ни один руководитель в наше время не может управлять людьми, финансами, производственными процессами без теоретической базы и практических навыков менеджмента.

Определение менеджмента

Менеджмент — это средства, методы и виды управления людьми и производством для достижения поставленных целей. Иными словами, всё, что связано с координированием и руководством.

Главная роль в этом процессе отводится человеку, именно он, а не машина или компьютер, производят управление. Само слово «management» переводится с английского, как «администрирование, «координирование», «умение руководить».

Полный обзор понятия включает в себя расширенный список определений. Данный термин нужно понимать, как:

  • Трудовую деятельность, связанную с управлением. Определение путей развития, разработка конкретных заданий, способов их выполнения;
  • Сам процесс руководства. Если в первом случае имеется ввиду планирование и формирование стратегии действий, то здесь речь идёт о непосредственном руководстве. Это делегирование обязанностей, мотивация сотрудников, координация действий, осуществление контроля;
  • Организационную структуру, осуществляющую руководство компанией, объединением людей, государством и т. д. Например, органы власти, совет директоров предприятия и пр.;
  • Искусство управления ресурсами и персоналом, а именно – правильного распределения материальных и человеческих ресурсов;
  • Научную дисциплину по изучению менеджмента, его принципов и законов.

Этот термин одновременно означает теоретическую дисциплину и деятельность практическую.

Основы менеджмента

Вся суть руководства состоит в трёх вопросах:

  1. «Кто» и «кем» управляет;
  2. «Как» происходит этот процесс;
  3. «С помощью чего» осуществляется.

Вкратце процесс управления можно описать так:

  • Желаемое сопоставляется с реальным состоянием (задайте простые вопросы: «где мы сейчас?» и «куда мы движемся?»)
  • Требования к действиям («что необходимо сделать?»)
  • Принятие решений, выбор стратегии («какой путь и способ лучший?»)
  • Контроль и оценка («чего мы достигли, и что из этого следует?»)

В основе эффективного руководства лежит ориентация на человеческие взаимоотношения. При взаимодействии с внешней средой (например, продажи) это означает ориентацию на потребителя. В плане внутренней «кухни» — ориентацию на персонал.

Следующий важный момент – компетентность начальства. Чтобы раздавать указания, необходимо хорошо разбираться не только в бизнесе, социологии или психологии, но и в производственных процессах своей компании. Нельзя допустить «отрыва» от реальности, когда руководитель отдаёт приказы, не понимая сути работы фирмы.

Составляющие менеджмента

Этот термин включает несколько составляющих:

  1. Производство. Сюда входит обеспечение высокой отдачи производства, грамотная наладка рабочего процесса, при которой затраты минимальны, а прибыль – максимальна.
  2. Координирование работы персонала. Организация «здоровых» отношений в коллективе, налаживание связей между сотрудниками и отделами, построение оперативной сети информирования и раздачи указаний.
  3. Прогнозирование, планирование и изучение рынка.

Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента

Перед тем как отправиться учиться на менеджера, рекомендуется оценить плюсы и минусы профессии. Некоторые моменты можно рассматривать с двух сторон. Например, мобильность менеджера. Для одних частые командировки становятся приятным бонусом, для других – нежелательной спецификой работы.

Дэвид Заслав Discovery Communications

Плюсы направления

Как и во многих других специальностях, в сфере менеджмента можно отлично зарабатывать. При этом перспективы карьерного роста практически безграничны. Даже управленцам высшего звена зачастую есть, куда расти, при условии наличия нужных навыков. Менеджеры постоянно общаются с людьми, что позволяет им быстро обзаводиться полезными связями и при желании менять сферу деятельности. Еще одно достоинство такого выбора – востребованность квалифицированных сотрудников. Опытный и амбициозный управленец всегда найдет себе хорошее место.

Минусы профессиональной сферы

Есть в профессии менеджера и негативные моменты. Во-первых, уровень конкуренции в данной сфере постоянно растет. Это требует от сотрудников полной отдачи, постоянного развития, работы над улучшением навыков. Во-вторых, менеджерам необходимо быть готовым к работе в условиях стресса. Именно на них лежит ответственность принятия решений, они отвечают за полученный результат. Доходы у большинства менеджеров на начальном этапе их карьеры невысокие. Зато их рост полностью зависит от самого специалиста.

Еще один важный момент – для работы в менеджменте надо обладать особым складом характера, или же посещать различные тренинги для развития необходимых качеств. Характеристика человека, который рассчитывает на успех в качестве менеджера, выглядит примерно так. Это яркая и знающая себе цену личность с повадками лидера и умением управлять людьми. Дополнительными плюсами менеджера считаются коммуникабельность, аналитический склад ума, внимательность, хорошая память.

Задачи и цели менеджмента как процесса

Не получится понять, что такое эффективное руководство, если у вас не было в подчинении, пусть и на короткое время, хотя бы 2-3 человек. Казалось бы — ничего сложного в таком деле нет, однако, поверьте, менеджменту для нормального и адекватного руководства нужно долго, упорно и без формального отношения учиться даже тогда, когда у вас 2 подчинённых.

Со стороны кажется — подчинённые упорно трудятся, а менеджер знай себе покрикивает и руководит, ничего не делая для этого — при этом маховики производства крутятся и всё работает, как хорошие швейцарские часы.

На деле такая практика не проходит — здесь всё гораздо сложнее. Чтобы эффективно руководить, нужно чётко понимать и знать все особенности производственных и иных локальных процессов на производстве или в организации.

Только эффективное руководство может приносить прибыль и помогать вашему делу расти, неэффективные менеджеры постоянно будут тянуть бизнес вниз и не дадут даже самому успешному проекту реализоваться в полной мере. Любой, даже самый «мелкий» руководитель в своей повседневной работе должен руководствоваться общепринятыми нормами и моментами, которые дадут возможность действительно эффективного руководства.

Читайте также:  Что такое рентабельность простым языком, формулы расчета

Пример: менеджер по вопросам персонала в компании по найму водителей грузовых автомобилей должен в идеале не только отлично знать кадровое делопроизводство и руководить своими подчинёнными в соответствующей службе, но и неплохо водить грузовики различных марок и знать специфику работы водителя на рейсах любой продолжительности и сложности.

А адекватный бригадир смены грузчиков на крупном складе при ситуации, когда требуется погрузка груза различных габаритов в течение короткого промежутка времени, не только найдёт людей и пошлёт их работать, но и предложит им своеобразный лайфхак.

Дело в том, что если вынести груз на площадку, куда приедет автомобиль заранее, и расставить его (тяжелые грузы ближе к месту прибытия, а остальное подальше), то такая оптимизация труда позволит значительно сэкономить силы. Менеджер без должного опыта или с повышенной ленью просто не позаботится об этом вопросе заранее, в итоге работа будет идти дольше, а негативных эмоций от подчинённых, выполняющих «двойную» работу, просто не получится избежать. От такой ситуации точно не выиграет никто.

На содержание менеджмента в организации будут влиять 2 группы факторов:

  • тенденции развития бизнеса в целом (зависит от направления деятельности компании);
  • экономические факторы, зависящие от территориального или национального аспектов.

Все локальные менеджерские задачи подчиняются его основной цели — слаженной и максимально гармоничной работе бизнеса, эффективному функционированию всех его составных элементов.

Вспомогательные задачи менеджерской работы:

  • выживание бизнеса в условиях рыночной экономики и конкуренции, продолжение работы в своей экономической нише, а также максимально возможное и корректное развитие бизнеса в зависимости от его целей, определённых руководством;
  • достижение целей в плане поставленного руководством уровня реального дохода и валовой прибыли, а также выполнение остальных задач, поставленных перед организацией;
  • создание и развитие комфортных для развития и полноценного существования бизнеса условий во всех аспектах работы компании и её персонала;
  • прогнозирование ситуаций, которые могут стать стрессовыми для бизнеса и преодоление таких рисков без потерь как в финансовом, так и в человеческом аспектах работы;
  • постоянный контроль над эффективностью профессиональной деятельности персонала.

Управление персоналом производится на основании количества людей, работающих в организации, а также масштабов её деятельности. Условно весь управленческий состав предприятия можно разделить на высший и средний менеджмент, а также на менеджеров низшего звена.

Менеджмент в малом бизнесе

Что означает менеджмент для небольших предприятий? Буквально всё:

  1. Следует обладать большой гибкостью, предвидеть события, приспосабливать деятельность организации к постоянно меняющимся условиям.
  2. Авторитет руководителя в малом бизнесе зависит от профессиональных и личных качеств.
  3. Для выполнения задач важно уметь формировать эффективные рабочие группы.
  4. Руководитель работает с подведомственными сотрудниками как с группой, а не отдельными личностями.
  5. Приходится заботиться об авторитете, чтобы обладать влиянием на сотрудников.
  6. Следует уметь обучать и развивать работников.
  7. Менеджмент отвечает за результаты работы и создаваемую в коллективе атмосферу.

Менеджмент на предприятии


Для процветания предприятия необходимо успевать выполнять все задачи

Говоря об разномасштабных организациях, выделяют:

  1. Неорганизованное управление. Оно соответствует уровню малого предприятия, на котором работает до 20 человек. Специальное управленческое подразделение отсутствует. Руководящая функция выполняется на элементарном уровне.
  2. Организованное управление. Наблюдается на предприятиях с численностью персонала от 21 до 100 человек. Предусматривается наличие руководящего подразделения, организовывающего всю структуру.
  3. Научно-обоснованное организованное управление. Наблюдается на предприятии, численность работников которых превышает отметку в 100 человек. В таких коммерческих структурах создаются хорошо организованные профессиональные управленческие подразделения. Это позволять минимизировать издержки и максимизировать эффект.

Главные принципы

В основе управленческих процессов лежат определённые принципы:

  1. Разделение труда. Каждое звено производственного процесса берёт на себя определённые обязанности, имеет конкретную специализацию. Это позволяет выполнять больше задач при неизменных ресурсах.
  2. Единоначалие. Даже при условии наличия множества подразделений в одной фирме, служащий должен получать указания от одного начальника. Путаница в административной сфере ведёт к снижению производительности труда.
  3. Дисциплина и порядок. Функционирование организации строго регламентируется. Деятельность осуществляется по графику, персоналу необходимо знать свои обязанности, находиться на положенном месте. Материальные ресурсы тоже должны храниться и использоваться согласно регламенту. Обязанность руководителя контролировать исполнение регламента, штрафовать провинившихся и поощрять усердных.
  4. Распределение полномочий и взятие на себя ответственности. Ответственность лежит не только на руководителе, но и на сотрудниках, получивших задание.
  5. Справедливость. Решения, наказания и поощрения должны быть справедливыми. Это внушает уважение сотрудников и доверие к компании и начальству.
  6. Личные интересы подчиняются общественным. Интересы группы имеют приоритетное значение. Для начальства демонстрация данного принципа – хороший способ подать пример персоналу.
  7. Вознаграждение. Добросовестность, преданность интересам фирмы следует отмечать.
  8. Инициатива. Постоянный поиск новых решений, а также поощрение инициативы со стороны работников.
  9. Поддержание корпоративного духа. Создание сплочённой команды и поддержание единства с помощью разработки корпоративной культуры, совместного времяпрепровождения. Служащие должны гордиться предприятием, в котором трудятся.

Функции менеджмента

Чтобы понять важность менеджмента, достаточно подробно рассмотреть этот процесс и его функции.

Постановка целей

Определение результата, на который ориентируется вся деятельность. Правильная постановка задач нужна для того, чтобы сформировать наилучшую стратегию развития компании. Ещё этот процесс можно использовать для мотивации служащих, формирования корпоративного духа.

Планирование

Эта функция отвечает за определение и поиск ресурсов, позволяющих достигнуть целей организации. Сюда же входит разработка способов достижения поставленных задач.

Например, для повышения продаж товара нужны дополнительные денежные вложения в рекламу и маркетинг. Руководителю необходимо решить, каким образом и откуда взять эти средства и как ими распорядиться. Способами достижения цели в этом случае считаем проведение промо-акций, запуск рекламы в Интернете и т. д.

Организация деятельности

Формирование организационной структуры. Сюда относится распределение заданий и полномочий между работниками, организация их совместного труда, разработка критериев оценки работы сотрудников.

Контроль

Руководитель обязан постоянно следить за выполнением поставленных задач, анализировать эффективность труда, делать выводы о том, какие решения были уместными, а какие пользы не принесли.

Иначе говоря, он контролирует соблюдение дисциплины, производственные моменты (доставка сырья, наладка оборудования и пр.), качество товаров и услуг, график работ и на этой основе оценивает результаты труда и строит тактику дальнейших действий.

Координация

Одна из дополнительных функций, отвечающая за согласованную деятельность всех управленческих звеньев. Так как любая деятельность строится на эффективном разделении труда, необходимо собрать все звенья цепи воедино.

Различные подразделения компании нуждаются в тесной взаимосвязи и диалоге руководителей с рядовыми сотрудниками. Помехи и отклонения от заданного графика должны своевременно устраняться. Это и становится задачей менеджера.

Осуществлять координацию можно с помощью составления и согласования рабочих планов, совещаний и объявлений.

Мотивация

Эта функция нацелена на повышение производительности труда. Достичь нужного эффекта можно путём активизации сотрудников и их стимулирования. Необходимо сделать так, чтобы персонал действовал не только в личных интересах, но и в интересах компании.

Мотивация осуществляется с помощью поддержания корпоративного духа, проведения соответствующих мероприятий, поощрения, в том числе материального.

Уровни менеджмента

Должностная иерархия разделяет представителей отрасли на такие слои:

  1. Низший
    . В работу первых входит не только планирование или контроль, но и непосредственное участие в работе подразделения, выполнение функций исполнителя.
  2. Средний
    . Специалисты среднего звена организуют, контролируют работу финансовых, рекламных отделов.
  3. Высший
    . К главному руководству компании относятся менеджеры высшего звена. Это прежде всего председатель совета директоров, финансовый, коммерческий, исполнительный директор. Ими осуществляется работа управленцем организации, принимаются окончательные решения.

уровни менеджмента

Уровень 1. Линейный менеджмент

Многие из нас когда-то переживали этот волнительный переход от исполнителя к руководителю. Еще вчера вы просто выполняете свою работу, а сегодня у вас уже появились подчиненные. Помните?

Так вот, по моим наблюдениям для линейного руководителя характерно ощущение некоего «внутреннего стержня». Для него важно, чтобы его подчиненные слушались, уважали и подчинялись. На этом уровне руководитель учится решать базовые конфликты, справляться с недовольством и неподчинением. Базовая проверка на восприятие человека руководителем происходит именно на этом уровне – или тебя «слушаются», или нет. Это старшина в армии, мастер на производстве или руководитель небольшого подразделения в офисе.

Ключевая задача линейного руководителя – это эффективное управление минимальным коллективом, рабочей группой. Важно, чтобы этот коллектив четко выполнял, стоящие перед ним задачи: выполнение планов, соблюдение сроков, норм, требований.

Соответственно, в линейном менеджменте преобладает так называемая «авторитарная» или «директивная» модель управления – непосредственное участие руководителя в работе своих людей, четкость, требовательность, а также исполнительность и дисциплина.

Для линейного руководителя необходимо знание и применение «базовых» менеджерских навыков таких как планирование, организация, контроль и решение проблемных ситуаций.

С моей точки зрения, опыт линейного управления для руководителя любого уровня является очень важным. Я регулярно сталкиваюсь с тем, что довольно высокопоставленные руководители с трудом говорят подчиненным о том, что им не нравится, не могут призвать к дисциплине или уволить сотрудника. Для себя я объясняю этот феномен тем, что данные руководители «проскочили» линейный уровень или довольно быстро пошли на повышение.

Читайте также:  Как узнать номер счета карты Сбербанка - 7 способов с подробными инструкциями

Для себя я объясняю этот феномен тем, что данные руководители «проскочили» линейный уровень или довольно быстро пошли на повышение.

Уровень 2. Менеджмент среднего звена.

По мере появления более сложных и нестандартных задач, а также управления различными коллективами или группами появляется потребность в так называемом «среднем менеджменте». На этом уровне уже не так просто поставить задачу и добиться ее исполнения. Здесь нужно разбираться в людях. Это начальники участков, руководители отделов или проектов.

Ключевая задача среднего руководителя разобраться в людях и организовать работу в соответствии с их особенностями, талантами и мотивами. Чем лучше руководитель «понимает» своих людей, тем лучше они работают. Важно, чтобы люди были вовлечены и мотивированы. Соответственно, здесь преобладает так называемая «персональная» модель управления. Руководителю важно слушать, наблюдать и хорошо понимать своих людей, чтобы к каждому найти свой индивидуальный подход.

Ему необходимо обладать коммуникационными и «психологическими» навыками, чтобы оценивать, отбирать, развивать и мотивировать сотрудников. Данный опыт руководства также является очень важным. Решать вопросы личной совместимости, мотивации, «выгорания», вовлеченности и лояльности невозможно без получения данного опыта управления.

Уровень 3. Функциональный менеджмент.

Теперь пришло время развивать бизнес. Это уже уровень директоров. На этом уровне необходимо мыслить стратегически и обладать четким видением перспективы. Это функциональные директора (производство, финансы, персонал, продажи, ИТ, логистика, безопасность, снабжение и прочие), а также руководители бизнес-направлений или отдельных бизнес-единиц.

Ключевая задача директора – создать работающую систему. Это, с моей точки зрения, пожалуй, единственный ключевой показатель для данного уровня — или руководитель способен построить работающую систему, которая развивает бизнес или не способен. Соответственно, здесь преобладает так называемая «стратегическая» модель управления. Директор должен уметь мыслить перспективно, обладать ясным видением, быть структурным и понятным для окружающих. Также, директор должен уметь формировать вокруг себя сильную команду. Для этого ему необходима харизма и лидерские способности.

Про данный уровень управления написано довольно много книг, в названиях которых присутствует слово «лидер» или «лидерство». Это, действительно, важная составляющая современного управления, особенно в тех отраслях, где требуется быстрое развитие. Я хочу лишь обратить внимание на то, что «настоящий директор» в бизнес-среде появляется тогда, когда руководителю удается получить хороший опыт «линейного» и «среднего» управления. Это дает ему возможность реализовать предлагаемые стратегии. В противном случае, красивые презентации, планы и выступления так и остаются проектами.

Уровень 4. Генеральный менеджмент.

Вы давно об этом мечтали, и это случилось. Действительно, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Теперь вы обладаете высокой властью и одновременно ответственностью. Вы владелец, руководите крупным предприятием холдинга или ваше направление / проект «выходит» на национальный/ международный уровень. На этом уровне появляется необходимость уметь взаимодействовать с интересами различных групп.

Ключевая задача «генерала» – усилить позиции своей стороны с учетом интересов других ключевых игроков. Может быть это звучит странно? Однако, мы поднялись на уровень большой политики. Соответственно, здесь преобладает «политическая» модель управления. Генералу необходимо хорошо понимать расстановку сил и интересов, уметь формировать альянсы и партнерства, а также уметь оставаться конструктивным вне зависимости от сложности ситуации. Ошибки в политике не прощаются. Хорошего политика можно оценить по тому, какие кризисы он смог пройти с выгодой для своей стороны. Это очень непростая задача.

И, пожалуй, самый печальный опыт, происходит тогда, когда успешный функциональный руководитель занимает «высокую политическую» должность. Не успев оценить ситуацию, он старается применять «привычные» методы управления: строить системы, создавать команды, добиваться эффективности и результативности. При этом, он недооценивает значение и роль «политических» сил на уровне представителей акционеров, ключевых контрагентов или конкурентов.

Я несколько раз был свидетелем того, как «успешных» генеральных директоров «снимали» на пике их эффективности, прибыльности и результативности. Они никак не могли понять, в чем причина их отставки. Ключевой причиной являлось их непонимание расстановки сил, а также некорректное «политическое» поведение. Многие из этих генеральных директоров открыто говорили, что не любят политику. Здесь я хочу повторить, что политика ошибок не прощает.

Итак, мы рассмотрели четыре уровня менеджмента. Наверняка, в ходе чтения вы «примеряли» на себя и/ или на своих коллег каждую из моделей управления.

Теперь возникает закономерный вопрос – что же со всем этим делать?

В конце статьи я предлагаю опросник для самопроверки. Вы можете его использовать как для себя, так и для своих коллег-подчиненных.

Далее я хочу рассмотреть несколько возможных выводов после заполнения опросника в формате самооценки:

Вывод 1. Задумайтесь о карьерном росте. Заполняя опросник, вы обратили внимание, что ваш актуальный уровень (например, вы руководитель среднего звена) достаточно хорошо развит. При этом вы видите, что на следующем уровне (функциональный менеджмент) также много положительных ответов.

Вам пора подумать о карьерном росте. Спросите себя, что вас останавливает/ не дает двигаться дальше? На данный вопрос обязательно нужно найти ответ и начать предпринимать действия.

Вывод 2. Найдите время для саморазвития. Вы обратили внимание, что на вашем актуальном уровне не так много положительных ответов. Может быть, вы недавно получили эту должность или политика вашей компании не требует определенных моделей поведения. С моей точки зрения, вы рискуете. Ситуация на рынке может поменяться, может поменяться руководство или появится более подготовленный «конкурент» и риск перерастет в реальную проблему.

Вам необходимо сосредоточиться на своем развитии. Найдите себе наставника, посещайте тренинги и семинары. Помните, что инвестиции в себя и свое развитие – это самые надежные инвестиции, так как их невозможно потерять.

Вывод 3. Попросите обратную связь. На вашем актуальном уровне управления все ответы положительные. При этом, на предыдущих уровнях есть один или несколько «пропусков». Скорее всего, вас это не смущает. В то же время, хочется отметить, что успех в карьере во многом зависит от предыдущего опыта. Часто эти «пропуски» становятся препятствиями для личного успеха.

Обратите внимание на «пропуски», попросите обратную связь у руководства или коллег. Уверяю вас, данная работа не будет потерянным временем.

В заключение, желаю читателю успеха как в построении собственной карьеры, так и в оценке, развитии и подборе правильных сотрудников.

Функции высшего менеджмента

Решение основных задач происходит в процессе исполнения главных функций менеджмента с помощью конкретных способов и инструментов. Исполнение функций высшего менеджмента напрямую связано с принятием решений, которое в свою очередь поиск необходимой информации, определение и анализ возможных способов, подбор варианта действий, осуществление решения и анализ его дальнейшей эффективности.

Традиционно, общими функциями высшего менеджмента являются планирование, организация, мотивация, координация и контроль. По мнению некоторых авторов, к числу основных функций высшего менеджмента также необходимо отнести прогнозирование, анализ, руководство, регулирование и многое другое. Однако, здесь все же принципиальным является не количество выделенных функций, а трактовка их содержания.

Все функции высшего менеджмента являются взаимосвязанными. Они образуют единую систему. Исходным пунктом разработки плана является обоснование стратегии формирования организации на основе прогнозов. Необходимо также брать во внимание анализ исполнения плана в предшествующем периоде на основе сведений, которые были получены в процессе осуществления контроля.

Особенности общего менеджмента

Эта форма управления находит свою активную реализацию в рамках современного капиталистического общества.

Общий менеджмент нужен в том случае, когда есть необходимость в методах и подходах управления, подходящих для любой сферы в различных социально-экономических системах, причем независимо от уровня руководства.

К этой категории можно отнести разные методики и функции управления (учет, организация, планирование, анализ и др.), а также групповую динамику и механизмы, использующиеся для разработки и последующего принятия решений.

Инновационный менеджмент

Этой схеме организации руководства стоит уделить отдельное внимание. Суть в том, что рынки постоянно меняются, разделяются на отдельные сегменты и дают жизнь новым направлениям, возникает необходимость в разработке технологий и продуктов, отвечающих современным постоянно возрастающим требованиям. Именно на это и ориентирован данный вид менеджмента.

общий менеджмент

Подобная система нужна для эффективного управления процессами, имеющими отношение к созданию, распространению и последующему применению технологий, равно как и продукции, которые смогут удовлетворить потребности прогрессивного общества и будут обладать научно-технической новизной.

При инновационном менеджменте также ставится цель сформировать среду, позволяющую осуществлять целенаправленный поиск, подготовку, а также реализацию необходимых для поддержания конкурентоспособности нововведений.

Производственный менеджмент как вид менеджмента

Управление любыми процессами производства требует особых навыков и специальных знаний. Менеджер – управленец универсального типа, который выполняет планирование, организует работу, осуществляет делегирование, контроль и координация любого типа производства.

Его задача – трансформировать материалы и информацию на предприятии таким образом, чтобы эффективность работы изменилась в лучшую сторону, а продукция получила более высокий спрос на рынке. Для этого требуется более узкая специализация в формате производственного менеджмента.

Читайте также:  Как связаться с оператором ОТП Банка: телефон службы поддержки

Точность и эффективность производства зависит от наличия инженерских, стратегических качеств у менеджера и уровня оснащенности предприятия.

Менеджер оптимизирует всю деятельность, чтобы увеличить мощность и отдачу от всех процессов. Он проектирует новые виды продукции, презентует руководству преимущества и потенциал новой конструкции или товара.

Если идеи и новаторские предложения получают одобрение, запускается новая выпускающая линия. Таким образом фирма или завод получают возможность для дальнейшего развития и получения прибыли.

Интернет-менеджмент.

Social Media Marketing – это эксперт в области продвижения продукции посредством соцсетей. К тому же в задачи специалиста входит построение диалога с пользователями Сети, анализ конкурентов компании и управлением проектами. Ожидается, что SMM-менеджер будет иметь карьерный рост. Обычно первым этапом является работа в качестве администратора группы на какой-то платформе, после этого он набирает опыт и в будущем может открыть собственное SMM-агентство.

Должность менеджер интернет-проекта может заинтересовать тех, кто хорошо разбирается в передовых интернет-технологиях. Данное направление имеет огромный потенциал, он открывает широкие возможности для творчества. В обязанности специалиста обычно входит формирование, администрирование, развитие и продвижение сайтов.

Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента

К преимуществам профессии менеджера можно отнести:

безграничные возможности для карьерного роста: менеджер низшего звена может дорасти до руководителя компании;

  • возможность хорошо зарабатывать. Уже на среднем уровне менеджеры зарабатывают в несколько раз больше, чем рядовые сотрудники;
  • постоянные поездки и общение с людьми. Управленцы нарабатывают полезные связи, регулярно посещают другие регионы и страны;
  • востребованность на рынке труда. В талантливых руководителях нуждаются многие компании. Несмотря на обилие предложения, нехватка квалифицированных кадров ощущается остро.

Есть и недостатки:

  • профессия менеджера точно не подойдет интровертам и людям, которые не любят поездки;
  • постоянные стрессы и высокая ответственность;
  • высокая конкуренция и небольшая зарплата в первые годы. Рассчитывать на хорошую прибыль сразу после получения диплома не стоит: нужно показать себя. То же самое и с конкуренцией: среди выпускников вуза она велика.

Как стать менеджером?

Профессия менеджера требует обучения не только в начале карьеры, но и всю деловую жизнь. Развитие способов продаж, появление новых продуктов, услуг, совершенствование методов производства, рост конкуренции не дают расслабиться.

Необходимые навыки и знания

Нельзя определить, менеджер – это профессия или призвание. Существуют люди – прирожденные руководители. С детских и юношеских лет пользуются авторитетом среди ровесников. Лидерство у них в крови.

Но то, в чем заключается работа менеджера, предполагает, что человек не просто любит руководить, но использует для этого исторические наработки и научный подход. Это специалист, который разбирается в особенностях организационных структур, владеет навыками коммуникации, обладает влиянием и властью в коллективе.

Программы для обучения менеджера состоят из:

  • общетеоретических знаний по управлению, планированию, проектированию организаций, психологии, социологии, юриспруденции;
  • специальной информации об особенностях работы в разных отраслях или по видам деятельности.

Для работника нефтегазовой отрасли необходимы знания о:

  • добыче сырья и производству топлива и масел;
  • характеристиках оборудования перерабатывающих заводов;
  • специфике клиентов энергетических предприятий.

Для деятельности в IT-компаниях руководителя дополнительно к общим знаниям научат:

  • контекстной структуре производственной рекламы;
  • созданию сайтов;
  • работе с текстами;
  • SEO-копирайтингу и HTML-форматированию.

“Продажнику” объяснят:

  • особенности деловых писем;
  • скрипты продаж;
  • преодоление возражений и методы убеждения клиента.

Специалисту по маркетингу добавят в программу: способы изучения рынка, позиционирование продукта или услуги, теорию диверсификации.

Условия обучения

Освоить профессию менеджера можно в среднем специальном или высшем учебном заведении, на курсах. На низшем уровне будет достаточно даже курсов: главное для работодателя — ваши личные качества и организаторские способности. Однако уже для перехода на среднее звено потребуется высшее образование. Учиться можно очно, на вечернем или заочном отделении: работодателям неважно, как именно вы получили навыки. Бакалавриат поможет начать карьеру. В дальнейшем можно поступить в магистратуру и пройти обучение по программе MBA.

Профессии, связанные с менеджментом

В последнее время появилось много профессий с приставкой «менеджер». Так как мы выяснили, что менеджмент – это управление, то профессии могут и не иметь никакого отношения к экономике.

Контент-менеджер – человек, отвечающий за наполнение контентом (информацией) сайтов.

Арбитражный менеджер – человек, который в ходе своей деятельности занимается помощью предприятиям, стоящим на пороге банкротства.

Девелопер-менеджер – человек, который занимается развитием предприятия, повышением его узнаваемости на рынке.

Бизнес-тренер – человек, который (чаще всего на основании своего опыта) рассказывает, как можно стать успешным менеджером или вывести свое предприятие в ТОП. Для того чтобы стать бизнес-тренером, нужно иметь громкое имя или достаточно раскрученный бизнес, иначе кто захочет у вас чему-то учиться.

Бренд-менеджер – специалист, раскручивающий имя (бренд) организации. Организует концерты, промо-акции, мероприятия, которые повысят известность предприятия.

Виды специальностей. Какому менеджменту учат?

«Менеджмент» — это базовая специальность, которая охватывает все виды деятельности будущего руководителя (общее делопроизводство, общая техника ведения переговоров и т. д.). Однако есть и прикладная часть подготовки. Это могут быть:

  • муниципальное и государственное управление;
  • производственный менеджмент;
  • финансовый менеджмент;
  • менеджмент в образовании;
  • управление персоналом;
  • антикризисное управление и т. д.

Направлений много: вы можете стать узким специалистом в управлении наукоемкими производствами и даже спортивными организациями.

Кто такие менеджеры нового поколения?

Последние тенденции – это интеграция и глобализация, в результате к менеджеру выдвигаются особые требования. Например, это относится к навыкам, мышлению и профессиональным качествам. В результате менеджер должен иметь возможность выполнять такие роли:

  • Управляющий – разрабатывает стратегию компании, ставит определённые задачи перед работниками, делегирует свои полномочия, а также вовлекает весь штат в совместное принятие решения.
  • Коучер – старается развить интерес, создавать новые идеи, направляет усилия на помощь в личностном росте коллег и помогает раскрыть весь потенциал сотрудников.
  • Новатор – обладает полным познанием в сфере информационных технологий и знает, как их внедрит в производственную сферу.
  • Личность – имеет обширным кругозором, необходимыми моральными качествами и способностями организатора.
  • Лидер – может повести за собой, вдохновить в команду энтузиазм и оптимизм, придаёт другим сотрудникам уверенность.
  • Дипломат – может устанавливать деловые контакты, подписывать договоры на выгодных условиях и выступать в роли посредника.
  • Предприниматель – находит возможности повышать прибыльность организации, с готовностью идёт на обоснованный риск.
  • Наличие тех или иных качеств подскажет, кем работать выпускнику по специальности «Менеджмент».

Зарплата менеджера

Доход работника напрямую зависит от отрасли и региона. Выяснив менеджмент – что это за профессия понятно, что за одинаковую работу платят разный оклад в зависимости от стажа, опыта специалиста. Управленец, отличающийся повышенной работоспособностью, будет получать дополнительные бонусы, премии. При прохождении разных уровней профессии денежные выплаты увеличиваются. О том, сколько получает менеджер, можно судить по следующим цифрам:

  • стажер первого года получает от $300-600;
  • специалист с большим стажем $1,2-1,5 тыс.;
  • представитель высшего звена иногда имеет неограниченный доход.

зарплата менеджера

Кому подходит должность менеджера

Подробный обзор профессии Производственный менеджмент

Должность менеджера подходит для энергичных личностей с волевым характером, которые обладают качествами лидера, коммуникативными навыками и аналитическими способностями. Немаловажны в профессии менеджера решительность и предприимчивость. На практике среди менеджеров больше мужчин, чем женщин.

Базовые навыки управления, необходимые для работы:

  1. Корректно вести переговоры.
  2. Быть экономически грамотным.
  3. Уметь располагать к себе окружающих.
  4. Уметь логически мыслить.
  5. Быть стрессоустойчивым.
  6. Уметь анализировать информацию.
  7. Не бояться принимать решения.

В профессии менеджер ценятся способности человека быстро находить выход из создавшейся ситуации, ориентация во процессах производства.

Подробный обзор профессии Производственный менеджмент

Большую роль играет общение: в коллективе, с подчиненными, с клиентами. Способность убеждать помогает договариваться, способность мотивировать подталкивает клиентов к выбору решения.

Менеджер способен вести деловую переписку, заключать договоры, приветствуется владение иностранными языками.

При выборе профессии ”производственный менеджер” нужно быть готовым управлять коллективом, общаться с людьми в стрессовых ситуациях, интенсивно работать иногда по ненормированному графику, быстро принимать решения.

Главное, нужно не забывать, успех принесут приложенные усилия и настойчивость. Профессия менеджера поможет реализовать себя как личность, раскрыть таланты, а стремление к успеху способствует карьере.

Советы для персонального менеджмента

Кто такой менеджмент и чем он занимается уже было рассмотрено. А как же добиться высот в этом деле? На этом сложном пути помогут стать лучше и больше зарабатывать следующие советы:

  1. Развивайте лидерство и силу убеждения. Постоянно самосовершенствование – это хорошо знакомый принцип для успешных людей. Нельзя достичь прогресса, если не заставлять себя преодолевать ранее достигнутую планку результатов.
  2. Следует задавать тон взаимоотношений, иначе это сделают другие.
  3. Излишне частое использование слов ведёт к потере их смысла. Следует задумываться об форме, содержании и глубинном значении.
Источники

  • https://s-tke.ru/kem-byt/menedzhment-specialnost.html
  • https://hiterbober.ru/business-terms/chto-takoe-menedzhment-opredelenie.html
  • https://p-business.ru/chto-takoe-menedzhment/
  • http://PROFchoice.ru/atlas-professij/professiya-menedzher
  • https://fin-journal.ru/menedzhment-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/
  • https://ontask.ru/development-management/menedzhment-chto-eto-takoe-prostymi-slovami.html
  • https://vc.ru/hr/66765-urovni-menedzhmenta
  • https://spravochnick.ru/menedzhment/postroenie_organizacii/funkcii_vysshego_menedzhmenta/
  • https://BusinessMan.ru/new-vidy-urovni-menedzhmenta-i-ix-xarakteristiki-menedzhment-predpriyatiya.html
  • https://FB.ru/article/160430/menedjment-chto-eto-za-professiya-professii-svyazannyie-s-menedjmentom

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector